На внутренней политике Португалии происшедшее тоже сказалось. Премьер-министр был в фаворитах у короля, хотя остальная знать его не признавала. При дворе постоянная борьба за власть и королевское внимание была обычным делом. Успешные действия премьера в дни после землетрясения уменьшили влияние его завистников. Однако конфликты случались постоянно и тихая оппозиция монарху нарастала. В результате на него позже совершат покушение и могущественное семейство Тавора будет изгнано из столицы.
Премьер-министр, кроме эффективных действий по восстановлению Лиссабона, подумал и о научной стороне вопроса, организовав во многих населенных пунктах опрос по поводу землетрясения и его последствий. Вопросы были такие: сколько продолжалось землетрясение, каково было количество дальнейших толчков, какие были разрушения, имели ли место странности в поведении животных, что происходило с колодцами и т. п. в том же роде.
Ответы респондентов сохранились до наших дней и находятся в Национальном историческом музее Португалии. Благодаря этим записям, специалисты смогли воссоздать научную картину события почти 3-вековой давности. Такое было бы невозможно, если бы не предусмотрительность премьер-министра и 1-я попытка объективного научного описания катаклизма. Поэтому маркиз де Помбаль (этот титул премьер-министру присвоили в 1779 г.) считается предшественником современных представителей сейсмической науки.
Надо заметить, что геологические причины Лиссабонского землетрясения и обстановка с сейсмической активностью в районе города до сих пор обсуждаются учеными. По идее, он находится в центре тектонической платформы и нет никаких предпосылок для повторения подобного бедствия. Хотя португальские геологи считают, что землетрясение XVIII в. было 1-м проявлением смещения тектонических плит в Атлантической зоне.
Продолжить чтение записи Землетрясение в Португалии, Лиссабон (1755) часть 5